ОТВЕТ НА СОМНЕНИЯ ПО ПОВОДУ ЦЕПОЧЕК «САКАЛЕЙН» И «ХАЛИФАТЕЙН».
Мы пробежали глазами по статье "Anti Majos", где те пытаются под различными предлогами отрицать приказ Пророка (с) следовать за Ахль аль-Бейт. Здесь мы с дозволения Аллах ответим на некоторые из них.
1) Насибиты пытаются ослабить передатчика Зейда ибн аль-Хасана аль-Анмати. Они пишут:
"Еще одна версия этого хадиса, которым так любят пользоваться шииты в спорах с мусульманами, от Джабира Ибн Абдуллы, передавшего, что Посланник Аллаха произнес: «О люди! Я оставляю вам то, за что взявшись, вы никогда не собьетесь с прямого пути – Книгу Аллаха и мое семейство». Его приводят Тирмизи и Ат-Табарани, но в его передатчиках Зейд Ибн Хасан Аль-Анмати, которого Аз-Захаби, Абу Хатим и Ибн Хаджар считали недостоверным передатчиком.....Зайд бин аль-Хасана аль-Анмати слабый как сказал об этом Хафиз Ибн Хаджар в Такриб 1/337. Абу Хатим сказал что он мункар аль-хадис."
Ответ: Для начала приведем хадис, переданный Тирмизи:
حدثنا نصر بن عبد الرحمن الكوفي حدثنا زيد بن الحسن هو الأنماطي عن جعفر بن محمد عن أبيه عن جابر بن عبد الله قال رأيت رسول الله صلى الله عليه و سلم في حجته يوم عرفة وهو على ناقته القصواء يخطب فسمعته يقول يا أيها الناس إني قد تركت فيكم ما إن أخذتم به لن تضلوا كتاب الله وعترتي أهل
"Джабир ибн Абдуллах - Посланник Аллаха (с) сказал в прощальном хаджа при Арафате, находясь на своем верблюде, произнося хутбу: «О люди! Поистине, я оставил среди вас то, взявшись за что вы никогда не заблудитесь: Книга Аллаха и мой Ахль аль-Бейт!»
Тирмизи говорит: Этот хадис - хасан гариб по этому пути. Зейд ибн аль-Хасан (аль-Анмати) - передавали от него Саид ибн Сулейман и так же многие другие люди знания.
Аль-Альбани привел этот хадис в своих "Сахих ат-Тирмизи" и "Сильсиля ас-Сахиха".
(«Джами Кабир», 3786)
Что означают слова Тирмизи "хасан гариб" ? Альбани поясняет:
وجه ذلك أن جمع الترمذي بين لفظتي " غريب " و" حسن " إنما يعني في اصطلاحه أنه حسن لذاته
"Причина этого в том, в терминологии Тирмизи слова "хасан" и "гариб" означают, что хадис - хороший сам по себе (ли затихи)."
(«Сильсиля ад-Даифа», 764)
Т.е. как мы видим, Абу Иса ат-Тирмизи считает данную цепь, в которой есть аль-Анмати, хорошей, а значит самого Анмати достоверным.
Теперь перейдем непосредственно к возражениям относительно достоверности Зейда ибн аль-Хасана. Они ссылаются на джарх Абу Хатима ар-Рази - единственного классического шейха по Джарху и Таадилю, который ослабил Зейда ибн аль-Хасана. Понятно, что ибн Хаджар аль-Аскаляни, который жил гораздо позднее, опирается на Абу Хатима.
Что здесь можно сказать? Ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет:
وفي الميزان أن أبا حاتم قال لا يحتج به فينتظر في ذلك وأبو حاتم عنده عنت وقد احتج به الجماعة
"В "аль-Мизан" сказано, что Абу Хатим говорит: «Он не годится в довод». Однако, необходимо быть внимательным, ведь у Абу Хатима в этом ЧРЕЗМЕРНОСТЬ. Он (передатчик) - принят в довод джамаатом"
(«Хади Сари Мукаддима Фатх аль-Бари», 463)
Аз-Захаби говорит:
إذا وثق أبو حاتم رجلا فتمسك بقوله، فإنه لا يوثق إلا رجلا صحيح الحديث، وإذا لين رجلا، أو قال فيه: لا يحتج به. فتوقف حتى ترى ما قال غيره فيه، فإن وثقه أحد، فلا تبن على تجريح أبي حاتم، فإنه متعنت في الرجال
"Если Абу Хатим удостоверил кого-либо - то придерживайся его оценки, ведь он никогда не удостоверяет никого, кроме сахих передатчиков. А если же он ослабил кого-то или сказал: «не годится в довод» - ОСТАНОВИСЬ, ПОСМОТРИ ЧТО О ПЕРЕДАТЧИКЕ ГОВОРЯТ ДРУГИЕ (ученые). ЕСЛИ НАЙДЕТСЯ ХОТЯ БЫ ОДИН УДОСТОВЕРИВШИЙ ДАННОГО ЧЕЛОВЕКА, ТО НЕ ПРИНИМАЙ ДЖАРХ АБУ ХАТИМА, ВЕДЬ ОН БЫЛ ЧРЕЗМЕРНЫМ В ЭТОМ"
(«Сияр», т. 12, стр. 260)
Итак, что мы понимаем из слов этих двоих? Мы понимаем то, что Абу Хатим был слишком строгим по отношению к передатчикам, а значит его оценка - если противоречит оценкам других классических ученых - отбрасывается. Именно так в нашем случае дело и обстоит. Выше мы доказали, что Абу Иса Тирмизи (у. 279 г.х) не видит проблем в Зейде ибн аль-Хасане; вместе с этим ибн Хиббан (у. 354 г.х) так же считает данного передатчика достоверным, приводя его в своей книге "Ас-Сиккат" (надежные), о чем сказал Аль-Альбани в своей "Сильсиля ас-Сахиха", приводя этот хадис.
Соответственно, критику Абу Хатима можно не принимать во внимание.
2) Ваххабиты пытаются ослабить хадис "Халифатейн" ссылаясь на память Шарика. Они пишут:
"Другой хадис, который приводит имам Ахмад и Ат-Табарани, гласит: «От Зейда Ибн Сабита, слышавшего, как Посланник Аллаха произнес: «Поистине, я оставлю вам двух «халифов» - Книгу Аллаха, протянутую от небес до земли, и мое семейство; они неразлучны до тех пор, пока не встретятся со мной у моего источника». Проблема этого хадиса в том, что в его передатчиках есть Касим Ибн Хасан и Шарик Ибн Абдулла, который отличался своей слабой памятью. Достаточно упомянуть лишь то, что имам Аль-Бухари счел этот хадис недостоверным"
Ответ: во-первых, не ясно, зачем было упоминать Касима ибн Хасана, который считается достоверным. Захаби пишет:
القاسم بن حسان العامري، عن زيد بن ثابت، وجماعة، وعنه الركين بن الربيع، والوليد بن قيس، وثق
"Касим ибн Хасан.... передавал от Зейда ибн Сабита.... признан достоверным"
(«Кашиф», 4506)
Теперь что касается самого Шарика. Миззи пишет:
استشهد به البخاري في " الجامع " وروى له في " رفع اليدين في الصلاة " وغيره. وروى له مسلم في " المتابعات "، واحتج به الباقون
"Бухари приводит его в качестве подтверждающего в "аль-Джами", и передает от него в "Рафуль Ядейн" и других местах. Муслим так же приводит его в качестве подтверждающих (мутаба'ат). А остальные считают его годящимся для довода".
(«Тахзиб аль-Камаль», 2736).
Хаким пишет об одной риваи:
وله شاهد على شرط مسلم فقد احتج بشريك بن عبد الله النخعي
"И у нее - поддерживающий на условиях Муслима, и он (Муслим) ПРИНИМАЛ ШАРИКА В ДОВОД"
(«Мустадрак», т.1, стр. 65)
Итак, как мы видим, большинство классических суннитских алимов опираются на Шарика.
Теперь возникает вопрос: почему у насибитов вообще появилась возможность поиграться с этим передатчиком? Ибн Хаджар Аскаляни пишет:
شريك بن عبد الله النخعي الكوفي القاضي بواسط ثم الكوفة أبو عبد الله صدوق يخطئ كثيرا تغير حفظه منذ ولي القضاء بالكوفة وكان عادلا فاضلا عابدا وشديدا على أهل البدع
"Шарик ибн Абдуллах ан-Наха'и, судья в Васите, затем в Куфе. Абу Абдуллах - Садук. Допустил много ошибок; его память изменилась в то время, как он стал судьей в Куфе. Он был честным, много поклоняющимся, достойным, жестким по отношению к бидатчикам"
(«Такриб ат-Тахзиб», 2802)
Т.е. до того, как он стал судьей в Куфе, он был абсолютно достоверным передатчиком.
Тут также есть важное замечание. Ибн Аби Ади пишет:
والغالب على حديثه الصحة والاستواء والذي يقع في حديثه من النكرة إنما أتي فيه من سوء حفظه
"Подавляющее большинство его хадисов - достоверные и точные. Что касается отвержения его хадисов, то это по причине слабой памяти"
(«Камиль фи Дуафа», т. 5, стр. 35)
Как мы видим, несмотря на проблемы с памятью, большинство его хадисов все равно достоверны.
Аль-Иджли пишет:
شريك بن عبد الله النخعي القاضي كوفي ثقة وكان حسن الحديث وكان أروى الناس عنه إسحاق بن يوسف الأزرق الواسطي سمع منه تسعة آلاف حديث
"Шарик ибн Абдуллах - сика (надежный), хасан аль-хадис. От него больше всего передал Ибрахим ибн Йусуф аль-Азрак - он слышал 9 000 хадисов от Шарика"
(«Маарифат ас-Сикат», 727)
Ибн Аби Ади:
حدثنا عمر بن سنان سمعت إبراهيم بن سعيد الجوهري يقول أخطأ شريك في أربع ماية حديث
"Передал Умар ибн Синан что он слышал как Ибрахим ибн Саид сказал: «Ошибся Шарик в 400 хадисах»"
(«Камиль фи Дуафа», т.5, стр. 15)
В итоге мы видим, что из-за своей памяти Шарик ошибался примерно в 4 хадисах из 90. Я думаю, любому разумному человеку понятно, что если выбросить все его хадисы по этой причине, то такими темпами сунны скоро не останется совсем. Более того, сами суннитские мухаддисы считают, что хадисы этого человека - хасан (хорошие) ! Иджли сказал о нем:
شريك بن عبد الله النخعي القاضي كوفي ثقة وكان حسن الحديث
"Шарик ибн Абдуллах - сика (достоверный), ЕГО ХАДИСЫ - ХАСАН"
(«Маарифат ас-Сикат», 727)
Хейсами пишет:
رواه كله أحمد ورجال الروايتين رجال الصحيح غير شريك بن عبد الله النخعي وهو حسن الحديث
"....Шарик ибн Абдуллах - хасан аль-Хадис"
(«Маджму Заваид», 14712)
В заключении, мы видим, что Шарик принят как худжа (довод) большинством ученых "ахлю сунна", возможно даже Муслимом, если принять утверждение Хакима. Его ошибок было не так много 4 на 90 хадисов, что, однако, сделало его передатчиком уровня хасан, а не сахих.
Теперь упомянем тех, кто удостоверил этот хадис. Альбани передает:
قال رسول الله إني تارك فيكم الخليفتين من بعدي كتاب الله و عترتي أهل بيتي و إنهما لن يتفرقا حتى يردا على الحوض
"Сказал посланник Аллаха: «Поистине, я оставил среди вас двух ХАЛИФОВ: Книгу Аллаха и мой Ахль аль-Бейт. Они не отделятся друг от друга, пока не встретят меня у райского пруда».
САХИХ."
(«Джами ас-Сагир», 2457)
Ахмад ибн Ханбал привел:
"Зейб ибн Сабит - Посланник Аллаха (с): «Поистине, я оставил среди вас двух Халифов: Книгу Аллаха и мой Ахль аль-Бейт, и они не отделятся друг от друга, пока не встретят меня у райского источника».
Шуэйб аль-Арнаут: Хадис САХИХ, кроме фразы "..и они не отделятся друг от друга, пока не встретят меня у райского источника".
(«Муснад», 21654)
Ибн Аби Шейба:
أبو داود عمر بن سعد عن شريك عن الركين عن القاسم بن حسان عن زيد بن ثابت يرفعه قال : إني تركت فيكم الخليفتين كاملتين :كتاب الله وعترتي، وإنهما لن يتفرقا حتى يردا علي الحوض
"Зейд ибн Сабит - пророк (с): «Поистине, я оставил среди вас двух халифов: Книгу Аллаха и мое семейство. И они не отделятся друг от друга, пока не встретят меня у райского водоема»."
Комментатор пишет: اسناده ضيعف وهو صحيح
"Данный санад слаб, однако сам хадис - САХИХ(достоверный)".
(«Муснад ибн аби Шейба», т. 1, стр. 108)
Так что, данный хадис - КАК МИНИМУМ хасан, уже не говоря о том, что он лишь более точно отражает общий смысл преданий проповеди о двух ценностях, которых очень и очень много. Так что насибитам, если они не хотят принимать истину, следует искать иные лазейки, а не позориться со своими умопомрачительными исследованиями иснадов. Аллах знает лучше.