БЫЛ ЛИ ЗАПРЕЩЕН ВРЕМЕННЫЙ БРАК В ХЕЙБАРЕ? - ЧАСТЬ 2 Как мы упоминали ранее, умариты, пытаясь оправдаться, выдумали абсолютно бестолковую и бессмысленную отговорку, которая заключается в том, что Умар лишь напомнил о запрете, который ускользнул от многих знатных сподвижников. Что ж, мы ответим им с нескольких сторон: 1) НЕМЫСЛИМО, чтобы такие видные сахабы, как Асма бинт Аби Бакр, Джабир ибн Абдиллях, Ибн Масуд, Ибн Аббас, Муавия ибн Аби Суфьян, Амру ибн Хурейс, Абу Саид Худри и Салама (согласно словам ибн Хазма!) не знали о запрете временного брака, который активно практиковался аж до конца халифата Умара, а затем Умар вдруг неожиданно решил напомнить народу о запрете. Ар-Рази: الحجة الثانية على جواز نكاح المتعة، أن الأمة مجمعة على أن نكاح المتعة كان حاجزاً في الإسلام، ولا خلاف بين أحد من الأمة فيه، إنما الخلاف في طريان الناسخ، فنقول: لو كان الناسخ موجوداً لكان ذلك الناسخ إما أن يكون معلوما بالتواتر، أو بالآحاد، فإن كان معلوماً بالتواتر، كان علي بن أبي طالب وعبدالله بن عباس وعمران بن الحصين، منكرين لما عرف ثبوته بالتواتر من دين محمد صلى الله عليه وآله وسلم، وذلك يوجب تكفيرهم، وهو باطل قطعاً، وإن كان ثابتاً بالآحاد فهذا ايضاً باطل، لأنه لما كان ثبوت إباحة المتعة معلوماً بالاجماع والتواتر، كان ثبوته معلوماً قطعاً، فلو نسخناه بخبر الواحد لزم جعل المظنون رافعاً للمقطوع، وإنه باطل «Второй довод в пользу разрешённости муты: то, что вся умма согласна, что мута была дозволена в Исламе, и в этом вопросе нет противоречий в умме. Противоречия только в области отмены муты. И мы говорим: если бы отмена муты имела место, то это было бы известно либо согласно таватуру, или согласно хадисам ахад (то есть или согласно безусловно достоверным хадисам, или согласно единичным хадисам). А если эта отмена была известна по таватуру (то есть отмена была бы известна всем), то каким образом Али ибн Аби Талиб, Абдуллах ибн Аббас или Имран ибн Хусейн ОТРИЦАЛИ ЭТО (то есть отрицали отмену муты)? А ведь если бы отмена была известна по таватуру всем, то тогда мы должны были бы вынести такфир им, а это, безусловно, не так. А если бы отмена муты была установлена ахадом (то есть единичными сообщениями), то это также неверно. Потому что ведь разрешённость муты известна по таватуру и по иджме всех, то есть известна как безусловно достоверный факт. А если такая достоверность отменяется сообщениями, которые не являются абсолютно достоверными, то тогда это означает, что то, в чём мы уверены, отменяется тем, в чём мы имеем сомнение. А это ложь. (Тафсир Рази,т. 5, стр. 177-178) 2) Слова самого Умара "Две муты (хаджа и женщины) были во время Посланника Аллаха, но Я ЗАПРЕЩАЮ ВАМ ИХ". Сарахси пишет в мабсуте: وقد صحَّ أن عمر رضي الله عنه نهى الناس عن المتعة، فقال: متعتان كانتا على عهد رسول الله (ص)، وأنا أنهى عنهما: متعة النساء ومتعة الحج «Является сахих то, что УМАР ЗАПРЕТИЛ ЛЮДЯМ МУТУ, сказав: “Две муты были во время Посланника Аллаха (С), но я запрещаю их: мута с женщинами и мута хаджа”». («Мабсут», том 4, С. 27). Ибн Кайим так же удостоверяет это от Умара. Откроем "Зад аль-Маад": فإن قيل : فما تصنعون بما رواه مسلم في صحيحه عن جابر بن عبدالله قال : كنّا نستمتع بالقبضة من التمر والدقيق الأيّام على عهد رسول الله صلّى الله عليه وسلّم وأبي بكر ، حتى نهى عنها عمر في شأن عمرو بن حريث . وفيما ثبت عن عمر أنّه قال : متعتان كانتا على عهد رسول الله صلّى الله عليه وسلّم أنا أنهى عنهما : متعة النساء ومتعة الحجّ ؟ قيل : الناس في هذا طائفتان : طائفة تقول : إنّ عمر هو الذي حرّمها ونهى عنها ، وقد أمر رسول الله صلّى الله عليه وسلّم باتّباع ما سنّه الخلفاء الراشدون . ولم تر هذه الطائفة تصحيح حديث سبرة بن معبد في تحريم المتعة عام الفتح ، فإنّه من رواية عبدالملك بن الربيع بن سبرة عن أبيه عن جدّه . وقد تكلّم فيه ابن معين . ولم ير البخاري إخراج حديثه في صحيحه مع شدّة الحاجة إليه وكونه أصلا من أُصول الإسلام . ولو صحّ عنده لم يصبر عن إخراجه والإحتجاج به . قالوا : ولو صحّ حديث سبرة لم يخف على ابن مسعود ، حتّى يروي أنّهم فعلوها ويحتجّ بالآية . وأيضاً ولو صحّ لم يقل عمر إنّها كانت على عهد رسول الله صلّى الله عليه وسلّم ، وأنا أنهى عنها وأعاقب عليها ، بل كان يقول إنّه صلّى الله عليه وسلّم حرّمها ونهى عنها . قالوا : ولو صحّ لم تفعل على عهد الصدّيق وهو عهد خلافة النبوّة حقّاً . والطائفة الثانية رأت صحّة حديث سبرة ، ولو لم يصحّ فقد صحّ حديث عليّ رضي الله عنه أنّ رسول الله صلّى الله عليه وسلّم حرّم متعة النساء «И вопрос: что делать с тем, что передал Муслим в своем “Сахихе” от Джабира ибн Абдилляха, что тот сказал: “Во время Посланника Аллаха (С) и Абу Бакра мы делали муту за горсть фиников и муки, пока её не запретил Умар из-за дела Амру ибн Хурейса”. А также относительно того, что установлено от Умара, что он сказал: “Две муты были во время Посланника Аллаха (С), но я запрещаю их: мута с женщинами и мута хаджа”? Люди в этом вопросе разделились на две группы. Первая группа говорит, что УМАР БЫЛ ТЕМ, КТО ЗАПРЕТИЛ МУТУ и сделал её харамом. А ведь от Посланника Аллаха (С) пришло, что надо следовать сунне праведных халифов (то есть Умар запретил муту, и надо ему следовать в этом!). Эта группа не считает хадис от Сабра о запрете муты в день покорения Мекки сахихом. Этот риваят передал Абдульмалик ибн Рабиа ибн Сабра от его отца от его деда (этот хадис приведён в Муслиме – прим. автора). В этом хадисе усомнился Ибн Муин, и Бухари не привёл этот хадис в своём Сахихе, хотя и была сильная потребность в приведении его. А если бы Бухари посчитал этот хадис сахихом, то обязательно привёл бы его. И эта группа говорит: если бы этот хадис Сабра (о запрете муты) был достоверным, то это не утаилось бы от Абдуллаха ибн Масуда. Однако же он привёл, что они (сахабы) совершали её (то есть муту после смерти Посланника Аллаха) и ссылался при этом на аят Корана (то есть 24-й аят суры Женщины). И также если бы это было верным (то есть то, что сам Пророк запретил муту), то Умар не сказал бы, что мута существовала во время Посланника Аллаха (С), и он (Умар) ЗАПРЕЩАЕТ ЕЕ И БУДЕТ НАКАЗЫВАТЬ ЗА НЕЕ, но он сказал бы, что Посланник Аллаха (С) запретил её и сделал харамом. И эта группа также говорит: если бы было верным, что сам Пророк (С) запретил муту, то её не совершали бы во время Абу Бакра Сиддыка, который был халифом по праву. (Зад аль-Маад, 406-407) И то же самое пишет Рази: الكلام يدل على أن حل المتعة كان ثابتاً في عهد الرسول صلى الله عليه وآله وسلم وأنه عليه السلام ما نسخه، وأنه ليس هناك ناسخ لها إلا نسخ عمر، وإذا ثبت هذا وجب أن لا يصير منسوخاً، لأن ما كان ثابتاً في زمن الرسول صلى الله عليه وآله وسلم وما نسخه الرسول يمتنع أن يصير منسوخاً بنسخ عمر، وهذا هو الحجة التي احتج بها عمران بن الحصين حيث قال: «إن الله أنزل في المتعة آية، وما نسخها بآية أخرى، وأمرنا رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم بالمتعة، وما نهانا عنها، ثم قال رجل برأيه ما شاء، يريد أن عمر نهي عنها И третий довод: то, что передано от Умара, что он сказал с минбара: “Две муты были разрешены во время Посланника Аллаха (С), но я запрещаю вам их: мута хаджа и мута с женщинами”. И этот хадис ясно говорит, что мута имела место во время Посланника Аллаха (С), и он не отменял её, А ОТМЕНИЛ ЕЕ УМАР. Если это будет установлено, то мы должны сказать: мута была халяль во время Посланника Аллаха (С), и он не отменял её, и никто не отменял её, кроме Умара. А если это установлено, то тогда надо сделать вывод, что она (мута) вообще не отменена, ибо то, что было установлено во время Посланника Аллаха (С), может отменить только Посланник Аллаха (С), а не Умар. И это – довод Имрана ибн Хусейна, который сказал: “Аллах ниспослал в Коране аят о муте, и не отменил его другим аятом, и Посланник Аллаха (С) разрешил нам совершать муту, и не отменял её. Но потом человек (Умар) сказал то, что сказал, по своему мнению”. Тем самым он хотел сказать, что Умар отменил муту». («Тафсир» Фахра Рази, том 5, С. 157-158). Согласуется с данной позицией и тот примечательный момент, что ибн Аббас говорит: "если бы УМАР НЕ ЗАПРЕТИЛ..", а не: "если бы не передал запрет". То же самое утверждают и Али с Джабиром. Если Умар в нашем случае лишь напоминает о словах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и род его, по почему же сахабы приписывают запрет именно ему?! Таким образом, вопрос стал совершенно очевидным. Пророк, да благословит его Аллах и род его, не отменял муту ни в день Хейбара, ни в прощальном хадже, ни при открытии Мекки ни еще когда-либо: это сделал Умар. И безуспешные многочисленные попытки его сторонников выдумать своему имаму оправдание способны лишь разубеждать нас в обратном. Хвала Аллаху, Господу миров.