БЫЛ ЛИ ЗАПРЕЩЕН ВРЕМЕННЫЙ БРАК В ХЕЙБАРЕ? - ЧАСТЬ 1
Среди "ахлю сунны" в вопросе никах аль-мута царит полная неразбериха. Одни "ученые" говорят одно, другие - другое, отчаянно пытаясь разрешить неразрешимые противоречия. Трудности, в которые впали лидеры умаритов относительно данной темы, заставляют нас лишь посочувствовать им, в то же время мы с дозволения Аллаха укажем, в чем же причина этих самых трудностей.
Итак, для начала приведем свидетельство аш-Шафии на то, что ситуация с мута - абсолютно беспрецедентный в шариате случай.
Ибн Кудама пишет:
و قال الشافعي: لا أعلم شيئاً أحلّ اللّه ثمّ حرمه، ثمّ أحلّه، ثمّ حرمه، إلاّ المتعة. فحمل الأمر على ظاهره و أنّ النبي صلَّى الله عليه و سلَّم حرمها يوم خيبر، ثمّ أباحها في حجة الوداع ثلاثة أيام ثم حرمها
«Шафии сказал: “Я не знаю такой вещи, которую Аллах разрешил бы, а потом запретил, потом снова разрешил, а потом опять запретил, кроме муты”. И он отнёс дело в тому, как оно есть внешне: что Посланник Аллаха (С) запретил её в день Хейбара, а потом разрешил во время Прощального хаджа на три дня (!!!), а потом опять отменил».
(Мугни, ибн Кудама, китабу никах, баб никах ахлю ширк)
http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=4737&idto=4738&bk_no=15&ID=4637
На самом деле, не совсем понятно, как нам относиться к этому заявлению. Если Посланник, да благословит его Аллах и род его, окончательно запретил муту во время прощального хаджа, то к чему упоминать Хейбар? Если же в Хейбаре, то как вышло, что он затем на три дня разрешает его, а затем запрещает опять? Что же за особая причина существовала тогда и только тогда, которой можно бы было оправдать эту игру с ахкамами шариата?
Наше возмущение, по всей видимости, разделяет и известный ашаритский муфассир Фахр ар-Рази. Он пишет:
قالوا: ومما يدل أيضاً على بطلان القول بهذا النسخ ان بعض الروايات تقول: إن النبي صلى الله عليه وآله وسلم نهى عن المتعة وعن لحوم الحمرالأهلية يوم خيبر، وأكثر الروايات أنه عليه الصلاة والسلام أباح المتعة في حجة الوداع وفي يوم الفتح، وهذان اليومان متأخران عن يوم خيبر، وذلك يدل على فساد ما روي أنه عليه السلام نسخ المتعة يوم خيبر،
И говорят также: то, что указывает на ложность мнения об отмене муты – это некоторые риваяты, говорящие, что Посланник Аллаха (С) якобы отменил её в день Хейбара. Однако большинство риваятов говорят, что он разрешил муту при Прощальном хадже и при взятии Мекки, а ведь эти два события произошли позже Хейбара. А это указывает на ложность того, что передано относительно отмены Посланником Аллаха (С) муты в день Хейбара.
(Тафсир Фахра Рази, т. 5, стр. 157-158)
Об этом говорит и ибн аль-Кайим:
وَلَمْ تُحَرَّمِ الْمُتْعَةُ يَوْمَ خَيْبَرَ
"И временный брак не был запрещен в день Хейбара"
http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?flag=1&bk_no=127&ID=536
Почему? Он же и отвечает:
ولو كان التحريم زمن خيبر لزم النسخ مرّتين ، وهذا لا عهد بمثله في الشريعة ألبتّة ولا يقع مثله فيها
«И если бы запрет муты имел место в день Хейбара, то необходима была бы отмена временного брака дважды, а такого не бывает в шариате».
http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=127&ID=383&idfrom=444&idto=667&bookid=127&startno=158
Ибн Кайим, очевидно, отвергает распространенную версию "ахлю сунна", согласно которой мута была запрещена в день Хейбара, затем опять разрешена и затем опять запрещена.
Теперь давайте переходить к самому интересному - к причинам такой незавидной ситуации, в которой оказались наши незадачливые умаритские друзья. Привел Абдурраззак:
عبد الرزاق عن ابن جريج عن عطاء قال: لأول من سمعت منه المتعة صفوان بن
يعلى، قال: أخبرني عن يعلى أن معاوية استمتع بامرأة بالطائف، فأنكرت ذلك عليه،
فدخلنا على ابن عباس، فذكر له بعضنا، فقال له: نعم، فلم يقر في نفسي، حتى قدم
جابر ابن عبد الله، فجئناه في منزله، فسأله القوم عن أشياء، ثم ذكروا له المتعة،
فقال: نعم، استمتعنا على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم، وأبي بكر، وعمر،
حتى إذا كان في آخر خلافة عمر ... قال عطاء: وسمعت ابن عباس يقول: يرحم الله
عمر، ما كانت المتعة إلا رخصة من الله عز وجل، رحم بها أمة محمد صلى الله عليه
وسلم، فلو لا نهيه عنها ما احتاج إلى الزنا إلا شقي
"Человек, от которого я впервые услышал об аль-мута, - Сафуан ибн Яля. От передал мне от Яля о том, что Муавия заключил мута с женщиной в Тайфе. И я отверг от него это. Затем же, мы зашли к ибн Аббасу и один из нас упомянул об этом (мута) ему, и он сказал: "Да". Однако, это взрастило во мне некое стеснение, пока не пришел Джабир ибн Абдуллах. Мы отправились к нему домой, и люди спрашивали его о различных вещах. Когда была затронута тема временного брака, он сказал: "Да, мы совершали его во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и род его, в виде указания его Господа, а так же во время Абу Бакра и Умара, кроме как в конце его (Умара) халифата.."
Ата сказал:
"Я слышал как ибн Аббас говорил: "Да помилует Аллах Умара. Мута были не чем иным, как ДОЗВОЛЕНИЕМ Господа Миров. Он, таким образом, проявил милость умме Мухаммада, да благословит его Аллах и род его, в виде указания его Господа. Если бы ОН (Умар) НЕ ЗАПРЕТИЛ ЕГО, никто бы стал совершать зина, кроме самого пропащего."
Он - Ата - сказал: "Клянусь Аллахом, как будто я до сих пор слышу его слова "кроме самого пропащего".
Ата говорит (далее): ""Это то, о чем идет речь в суре
"Ан-Ниса": «А за то удовольствие, которое вы получаете от них,
давайте им установленное вознаграждение» на такой-то период, для того-то и того-то."
(Мусаннаф, 14021)
Ибн Хаджар:
فأخرجه عبد الرزاق من طريق صفوان بن يعلى بن أمية أخبرني يعلى ان معاوية
استمتع بامرأة بالطائف واسناده صحيح
"Абдурразак записал это по пути Суфьяна ибн Яля ибн Умейа: Яля передал мне, что Муавия заключил мута с женщиной в Тайфе. Цепь достоверная."
http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=52&ID=&idfrom=9350&idto=9355&bookid=52&startno=2
Данная ривая является настоящей костью в горле насибитов. Во-первых, ибн Аббас называет временный брак милостью от Аллаха и Его дозволением, в то время как насибиты считают его ужасным нечестием, апеллируя к слабоумным псевдодоводам вроде вопроса "отдал бы дочь" и так далее. Во-вторых, ибн Аббас заявляет, что мута БЫЛА ЗАПРЕЩЕНА ИМЕННО УМАРОМ, что не очень-то коррелирует с насибитским представлением о "втором праведном халифе".
Продолжение следует..